Технологический этап проектирования дистанционного обучения: проектирование вспомогательных учебных воздействий

Здравствуйте уважаемые. Сегодня хотелось поговорить про технологический этап проектирования дистанционного обучения: проектирование вспомогательных учебных воздействий. Вызван интерес к этой теме тем, что на мой взгляд, дистанционное обучение у нас организовано не лучшим образом. И это мягко говоря.

На технологическом этапе проектирования способ управления описывается на уровне метода учебы. При этом прежде всего проектируется содержание, которое привлекается дополнительно к содержанию учебных курсов, благодаря сочетанию которых проектируется содержание учебы. Содержание включает «знаниевую» основу умственных действий, а также их систем в виде алгоритмических предписаний и эвристических рекомендаций.

Как должно быть спроектировано дистанционное обучение

дистанционное обучение
Дистанционное обучение, техническая организация

Уточняются смысловые характеристики основных учебных воздействий (при этом основной акцент делается на выяснении полноты содержания, то есть достаточно ли оно для развязывания учебных задач).

Значительное внимание уделяется уточнению основных операций, которые входят в ориентировочную, исполнительную часть и контрольную часть способа действия. На основании этого определяется вид задачи, который характеризуется направленностью на усвоение соответствующих действий как прямого продукта деятельности ученика.

На этом уровне проектирования намечаются соотношения учебных задач по уровню трудностей. (Считается, что проектировщик, имея значительный опыт работы, знает, какие задачи представляют определенные трудности для учеников. При этом учитывается, что для разных учеников он не является одинаковым). Именно поэтому здесь должны быть намечены разные последовательности предъявленных задач, выбор которых зависит от предыдущих результатов учебной деятельности с учетом модели ученика.

При проектировании вспомогательных учебных воздействий уточняется прежде всего “объем самостоятельности” ученика. При этом учитывается характер ошибки и наиболее достоверная ее причина, а также индивидуальные особенности ученика.

Так, например, если ученик осуществил операцию, которая не предвидена соответствующим учебным предметом (например, умножил 5 яблок на 10 яблок), система должна предоставлять определенное указание. Если же ученик избрал ошибочный путь решения, разработчик должен заложить в систему четкие указания, при каких условиях ему нужно немедленно оказывать помощь, а при каких позволить продолжать решение задачи с тем, чтобы он сам нашел свою ошибку и исправил ее.

Кроме того, проектирование вспомогательных учебных воздействий нуждается в четком определении, какая именно помощь (ее вид и мера) предоставляется ученику, который допустил ту или другую ошибку. При этом должны быть учтены его психологические особенности, заложенные в блок системы “модель ученика”. Как известно, среди наиболее распространенных недостатков компьютерных систем учебы первое место занимает несоответствие вспомогательных учебных воздействий ожиданиям ученика. Именно поэтому при проектировании системы дистанционного обучения, в тех случаях, когда учебная деятельность сформирована на должном уровни, целесообразно перед предоставлением помощи спрашивать у учеников, какую именно помощь они желали бы получить. При проектировании вспомогательных учебных воздействий необходимо принимать во внимание такие принципы: 1) не оказывать сначала большую помощь (ее целесообразно предоставлять в том случае, когда помощи оказалось недостаточно) и 2) при предоставлении помощи следует учитывать этап учебы относительно достижения ближайшей учебной цели. С приближением к ней, как правило, мера нужной ученикам помощи уменьшается.

Всем мир!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *