Содержание:
Здравствуйте, уважаемые. Вот и заканчивается период каникул, когда кто-то просто отдыхал, кто-то работал, а кто-то нервничал из-за экзаменов и поступления. И я считаю, что сейчас самое время написать статью про качество образования в России, чтобы успокоить или наоборот заставить нервничать абсолютно всех, кто имеет к образованию хоть какое-то отношение. И в первую очередь я хотел бы привести слова, которые можно услышать практически от любого человека, который учился в Советском союзе: «Вот у нас было лучшее в мире образование, а сейчас эти демократы со своим ЕГЭ всё развалили напрочь!». Это их оценочное суждение, у меня в статье тоже будет моя оценка, но от этого никуда не деться.
Качество образования в России
Ведя разговор про качество образования в России было бы логично разбить статью на два больших пункта, в первом написать про качество среднего образования, а во втором про качество высшего. Но я не хочу писать слишком большую статью, потому среднее и высшее образование, вместе с их качеством, я выделю в отдельные подпункты, не более того.
Сразу можно сказать, что по данным каких-то загадочных экспертов уровень образования не просто снизился, а рухнул практически сразу после введения ЕГЭ. Как это получилось догадаться несложно, ведь эксперты тоже считают, что сейчас в старшей школе никто ничего не изучает, а просто «идет натаскивание на ЕГЭ».
Уровень компетентности экспертов, которые рассказали про качество образования в России остается под огромным вопросом. Возможно, они к школам или университетам имеют очень отдаленное отношение. Конечно, они могут быть настоящими профессионалами, но я уже давно перестал доверять рейтингам, экспертам и прочим подобным вещам.
Зато у меня есть свое мнение, которым я зачастую делюсь на страницах своего сайта. Также я им делился на прошлой неделе, когда писал о том нужны или нет репетиторы начальных классов. И я продолжаю делиться своим мнением, начну со школьного образования, что на мой взгляд, логично.
Качество среднего образования в России
Я уже выше написал о том, что в нашей стране про качество среднего образования говорят исключительно плохо. Но при этом наши школьники как-то могут собирать медали на международных олимпиадах по самым разным предметам. Причем иногда даже они могут собрать медалей больше, чем конкуренты.
Например, на международной олимпиаде по химии школьники России завоевали 4 золотые медали. Также школьники отличились на олимпиадах по физике, биологии и по еще каким-то предметам, о которых я уже не помню.
И очень жаль, что качество среднего образования в России и количество их медалей на олимпиадах никак не связаны. Конечно, есть отдельные гении, которые днем и ночью изучают какой-то предмет или несколько предметов, но в целом это никак не повышает качество образования в России. Да и эти школьники вряд ли станут двигать страну вперед, скорее они уедут в другие страны.
И что же получается? Экспертам верить можно лишь по желанию, у меня такого желания нет, медали на олимпиадах тоже не дают средней картины по палате. И потому приходится высказывать свое мнение.
Я тоже учился в школе и получил среднее образование, сдавал 5 экзаменов ЕГЭ и потому я считаю, что могу рассказать про качество образования. И качество образования очень зависит от учителя, а также от желания школьника учиться.
Если у меня в школе плохо преподавали какой-то предмет, то это не значит, что качество среднего образования в России находится на низком уровне. На низком уровне находится уровень компетенции конкретного педагога.
Также про низкое качество образования в России не говорит то, что кто-то совсем не хочет учиться, регулярно прогуливает и употребляет алкоголь с наркотиками. Если такие школьники есть, то вина школы здесь минимальная.
Таким образом, мы получаем простой вывод, который будет актуален и для следующего подпункта статьи – уровень образования зависит не от слов экспертов, а от желания школьника учиться, а учителя учить.
Качество высшего образования в России.
Говоря про качество высшего образования в России, можно ссылаться не на мнения отдельных экспертов, а на различные международные рейтинги. И если верить этим рейтингам, то получается, что в стране примерно десяток хороших ВУЗов, а остальные просто печатают свои дипломы.
Но для начала необходимо узнать из каких соображений ставят ВУЗ в рейтинге на приличное место. Вы думаете, что эти рейтинги независимо и честно оценивают качество образования, которое можно получить в ВУЗе?
Да как бы не так, большинство рейтингов оценивают простор аудиторий, хватает ли там света и есть ли кондиционеры. А дальше вообще мое любимое, чем больше в ВУЗе иностранных преподавателей числится, тем выше этот ВУЗ будет в рейтинге. При этом, такие иностранцы совсем не обязаны что-то преподавать или вносить вклад в объем научных знаний, которые содержатся в ВУЗе.
И как теперь можно понять, на первых местах оказываются ВУЗы из наших дорогих столиц, которые могут нанять этого иностранного преподавателя. А если ВУЗ не может такого преподавателя нанять, но он дает гораздо более качественное образование, ему никогда не стать лидером этих, зачастую продажных рейтингов.
Я успел отучиться в двух университетах – в Федеральном и частном. И несмотря на то, что Федеральный университет не имел отношения к столицам, а частный ВУЗ находился в пафосной северной столице, знания я получил именно в Федеральном провинциальном университете, а в частном только ненависть к таким оборотистым людям.
Про качество образования в России я рассказал все, что мог и потому статью я завершаю, еще раз повторю, кто хочет, тот сможет хорошо выучиться, а кто не хочет, тот и дальше будет сидеть в TikTok.
Всем мир!