Значение знаний в жизни современного человека

Здравствуйте, уважаемые. Знание продукт интеллектуальной деятельности и поэтому в обобщенном виде под ним понимается как результат познания действительности, так и ее отражение в человеческом сознании. Обычно принято выделять различные виды знаний: житейские, художественные, научные и т. д.

Значение знаний в жизни современного человека

В инновационной экономике речь идет, конечно, прежде всего о научных знаниях. Это обусловлено тем, что, во-первых, по мере развития человечества научные знания все более приближаются к адекватному отражению действительности и таким образом создают больше возможностей для ее преобразования. При этом научным знаниям присуща объективность, т. е. независимость от личного человеческого восприятия. Во-вторых, эти знания логически организованы и обоснованы, а благодаря их отражению с использованием специальной терминологии, математической символики и т. д. научные знания существуют в форме, наиболее пригодной для их передачи, восприятия и использования при трансформации в новые технику и технологии, на которых и зиждется инновационная экономика. Таким образом, не просто знания, а именно научные знания – центральный ресурс для развития экономики по инновационному пути.

научные знания
структура научного знания

Выделение научных знаний в качестве центрального ресурса развития не исчерпывает в полной мере всех граней роли знаний в инновационной экономике. Материальное производство, наука, образование, инфраструктурный обеспечивающий сектор (транспорт, связь, финансы), так же, как и сфера услуг, ориентированных на жизненные потребности населения (медицина, бытовые услуги), составляли ядро позднеидустриальной экономики и будут составлять его и при ее развитии по инновационному пути. Знания – ключевое определяющее понятие не только для науки как деятельности по их получению, систематизации и применению в интересах практики, но и для образования, представляющего собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков. Важную роль они играют и в производстве, поскольку в нем с их помощью создаются материальные ценности, что особенно присуще сложным видам производства, требующим высокой квалификации рабочей силы, а именно такие виды производства характерны для экономики инновационного типа.

По мере трансформации индустриального общества и его экономики в общество постиндустриальное, а это предполагает смещение стратегической целевой функции экономики с ее роста как такового к повышению качества жизни человека, появится в расширяющихся масштабах качественно более высокая потребность в новых знаниях, причем не только научных, но и в знаниях в таких областях, как среда обитания, культура, досуг и т. п.

Таким образом, если знания, с одной стороны, – главный ресурс инновационного развития экономики и социальной сферы в современных условиях, а с другой – они результат интеллектуальной деятельности, то те основные положения, которые были выше рассмотрены применительно к знаниям, вполне коррелируются и даже ассоциируются с тем пониманием интеллектуальной собственности, которое было дано в п.п. 1 и 2 настоящего учебного пособия.

Действительно, не трудно заметить, что знания в их широком понимании представляют собой несущую конструкцию фактически всех классификационных групп, выделенных ранее в качестве объектов промышленной собственности и объектов авторского права (например, в таком объекте авторского права, как открытия), на научных знаниях базируются изобретения, полезные модели и другие объекты промышленной собственности.

Все это позволяет сделать вывод о чрезвычайно важной роли интеллектуальной собственности и эффективной организации работы с нею для развития экономики по инновационному пути.

Всем мир!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *