Возможности комплексного обучения туризму, ориентированию, краеведению


Здравствуйте, уважаемые.

Первым организатором туристов Анапы был Марахович Анатолий Игнатьевич. В 1966 году приказом по РайОНО руководителем туристско-краеведческой работы среди школьников Анапского района и турорганизатором Витязевской школы назначают Пронина Виктора Егоровича.

Кроме Виктора Егоровича в то время работали: Евгений Васильевич Любичев, Михас Бордосович Гарднязян, Александр Робертович Принц, Игорь Антонович Куликов, Александр Сергеевич Ефименко, Виолетта Петровна Байкалова, Николай Павлович Милета, Иван Федорович Собко. Они заложили основу школьного туризма и краеведения в Анапе и Анапском районе.

С 60-х годов Анапские туристы стали успешно выступать на краевых туристских слетах. Первые участники этих мероприятий (1 учительский слет Кубани, проходивший в Новороссийске, примерно в 1961 г.): Ефименко, Марахович, Байкаловы.

Школьный туризм того времени отличался массовостью. Практически каждый классный руководитель водил на летних каникулах свой класс в поход. Было много людей, увлеченных туристским делом. Например, до 90-х годов в Анапской школе №1 учителем физики работал Богатырев Александр. Вместе с Мараховичем (преподавал черчение в сельскохозяйственном техникуме, занимался топографией, составлял карты для ориентировщиков) они возглавляли знаменитый в Краснодарском крае клуб туристов и альпинистов.

Сейчас в Анапском районе туристско-краеведческой деятельностью занимаются большей частью педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД СДЮТЭ. Поэтому есть смысл кратко рассказать о самой станции.

Итак, станция детско-юношеского туризма и экскурсий была создана в 1991 году. Ее директорами в разное время были Вагнер Э.А., Алешкин А.В., Максимов В.М. С 2000 года директором МБОУ ДОД СДЮТЭ является Мисан Лариса Николаевна.

В СДЮТЭ создано 55 объединений туристско-краеведческой направленности, в которых занимается 825 детей. Педагоги дополнительного образования работают по образовательным программам: «Юные инструктора туризма», «Историческое краеведение», «Дом во Вселенной», «Фольклорное краеведение».

Особенностью, присущей только МБОУДОД СДЮТЭ, является расширение образовательного пространства на всю территорию муниципального образования, что позволяет приобщить к социально-досуговой и туристско-краеведческой деятельности детей из отдаленных частей города и обеспечивает наиболее полную занятость учащихся школ в течение дня.

Нетрудно заметить, что такой образовательной программы, которая бы комплексно обучала детей и туризму, и краеведению и ориентированию, по крайней мере, в Анапском районе нет. Но имеет ли вообще смысл такая программа? На этот и другие вопросы лучше всего ответить конкретными примерами. Теория – это, конечно, хорошо, но практика порой преподносит неожиданные результаты.

В СОШ №3 с 1966 года ведется туристско-краеведческая работа. Как говорилось ранее, в основном работал в данном направлении Пронин, помогали ему учителя школы Петов Савелий Иссакиевич, Попандопуло Софья Георгиевна (вожатая, закончила физмат, занималась туристской работой), Плоткин Вильямс Ефимович (учитель химии и биологии), Циряниди Евстафий Федорович (математик). Первые туристы СОШ №3: братья Василиади Константин и Илья, Темпалова Светлана, Циряниди Светлана, Критарас Юрий, Антониади Юрий, Христодулиди Юрий, Яковенко Владимир (умер 2011).

Тогда не делились на краеведов и туристов. Каждому районному слету предшествовали: обязательное проведение школьного турслета, участие в краеведческой конференции школьников Анапского района и обязательный предслетовый трехдневный поход.

Лично я занималась у Виктора Егоровича года с 2001. В то время самыми активными его краеведами были Гарова Диана, Полякова Валерия, Струков Михаил, Гегкиев Руслан, Ермоленко Екатерина. Постепенно от нас стали отделяться Руслан и Екатерина, так как после окончания 9-го класса они ушли из школы в техникумы.

В те годы краеведческой работой в СОШ №3 занимались больше, потому как активно собирались сведения и экспонаты для будущего краеведческого музея школы. Тем не менее продолжались и туристские слеты и тренировки по спортивному ориентированию. Диана и Лера преимущественно помогали Виктору Егоровичу в делах краеведческих, хотя участвовали и в слетах, в качестве судей, и ходили в однодневные походы, помогая вести своих одноклассников, и участвовали в ориентировании, помощниками главного судьи. Все вместе они ездили и на научные городские конференции и на краевые (проводимые краевой станцией юных туристов). Миша, несмотря на краеведческую работу, активно занимался пешеходным и спортивным туризмом, даже получил первый юношеский разряд в свое время. Я, учась в школе, больше занималась краеведческой работой, и только позже, будучи уже студентом педагогического университета, стала приобщаться к спортивному ориентированию и особенно туризму. Из всего этого хочется сделать главный вывод – несмотря на занятия и туризмом, и ориентированием, и краеведением, каждый из нас в результате определился с самым любимым видом. При этом мы выросли и всесторонне развитыми.

До сих пор мы поддерживаем дружеские отношения друг с другом, собираемся в школьном музее на праздники, помогаем Виктору Егоровичу. Миша участвует каждый год в команде СОШ №3 в Анапском туристском слете учителей. Диана помогает в вопросах краеведения. Что касается меня, то я второй год работаю педагогом дополнительного образования в СДЮТЭ на базе СОШ №3. Помимо выполнения своей учебной программы я помогаю Виктору Егоровичу практически во всех его начинаниях. На данный момент администрация школы выделила нам две большие комнаты для краеведческого музея, в результате чего площадь его увеличилась в трое, и теперь музейным советом обсуждаются вопросы по созданию новых экспозиций и пополнению музейных фондов. С начала учебного года детьми, состоящими в активе музея, под руководством Виктора Егоровича и моим, были написаны научные работы на краевой конкурс «Деловые люди Кубани», для муниципальной краеведческой конференции «Милая сердцу, родная Анапа», на краевой краеведческий конкурс «История Кубани». Началась подготовка к школьной краеведческой конференции.

Нами же, при помощи администрации школы, при помощи выпускников (в их числе Гарова Диана, Полякова Валерия, Струков Михаил), активистов-учеников школы, учителей каждый год проводятся осенний и весенний туристский слет учащихся СОШ №3. Команда Витязевской школы принимает участие в городских соревнованиях по туристскому многоборью, в открытых соревнованиях по спортивному ориентированию на Приз Деда Мороза.

Из всего вышесказанного становится видной проводимая в настоящее время в школе туристско-краеведческая работа. Причем многие дети участвуют и в школьных слетах, и в научных конференциях.

Хочется отметить, что в нашей школе существует не только детский «костяк» туристов-краеведов, но и взрослый, состоящий из учителей. В нем помимо нас, с Виктором Егоровичем, и вожатая школы (активный турист, эколог, экскурсовод) Чепурова Лидия Александровна, и учителя начальных классов Калашникова Ирина Николаевна, Иванова Светлана Николаевна, школьный водитель Иванов Юрий Михайлович, учитель английского языка Вовк Василий Николаевич. Эти люди всегда с радостью оказывают музею помощь, помогают подготавливать детей к соревнованиям, участвуют в школьных слетах и в слетах учителей. Кроме того активно помогают администрация школы, администрация села и Греческое общество.

Таким образом, на конкретных примерах мы видим, что действовавшая раньше политика воспитания туристов-краеведов, а не отдельно тех и других, давала и дает хорошие результаты. В самом деле, как турист может быть таковым, не зная собственного края, как он может путешествовать по нему и ничего о нем не узнавать? И как краевед может изучать историю малой Родины, сидя за столом в кабинете? Одно не отделимо от другого, так же как нельзя воспитывать, не обучая и обучать не воспитывая.

Туризм

Российский туризм. Туризм в России. Бессмысленный и беспощадный

А что может дать спортивное ориентирование туристу? Очень многое. Глубоко изученный, критически осмысленный и переработанный для применения в походных условиях опыт спортивного ориентирования принесет несомненную пользу ориентированию в туристском походе.

В этом учебном году начала свою работу секция ориентирования для 4-х классов. Преимущественно ее составляют ученики из класса Калашниковой И.Н. Гораздо легче иметь дело с детьми, классным руководителем которых является турист. Чтобы познакомить детей с деятельностью музея, с понятиями турист, краевед я несколько раз приходила на классные часы. Использовала и устный рассказ, и показ мультимедийных презентаций и возможности интерактивной доски. Дети проявили интерес к спортивному ориентированию и тогда мы с Виктором Егоровичем решили сделать упор изначально на этот вид спорта. Сейчас четвероклассники активно приходят на занятия в краеведческий музей. На уроках мы изучаем не только азы ориентирования, но знакомим и с краеведением. Несколько детей уже выполняют легкие краеведческие задания. Так же они знакомятся и с элементами туризма: знают несколько туристских узлов, учатся работать со страховочной системой. Уже сейчас видно кто к какой области проявляет больший интерес и способности. В будущем мы планируем устроить соревнования по ориентированию для 5-6 классов, на них я хочу привлечь в качестве помощников судей самых способных ориентировщиков-четвероклассников. На мой взгляд, у каждого взрослого судьи должен быть дублер из учеников, чтобы в будущем он вырос в самостоятельного квалифицированного судью. Хочется надеяться, что из нынешних наших учеников будут и те, кто когда-нибудь продолжит туристско-краеведческую работу как это делаем сейчас мы.

Всем мир!

(Visited 1 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *