Сущность дистанционного обучения


Здравствуйте, уважаемые. Анализируя разнообразные подходы к проектированию систем дистанционного обучения, заметим, что в большинстве коллективов проектировщиков отсутствуют профессиональные психологи. И как следствие этого при проектировании и содержания, и методов учебы, как правило, недостаточно учитываются психологические особенности и обучающей, и особенно учебной деятельности. Это приводит к тому, что исходным и основным моментом (а по существу, единственным) проектирования учебных систем (после определения целей учебного курса) считается проектирование содержания учебы и построение учебных задач. Причем это содержание чаще всего анализируется без достаточного учета особенностей учебной деятельности.

Дистанционное образование и уровни учебной деятельности

Целесообразно исходить с других позиций. Согласно концепции иерархического проектирования учебы, она должно осуществляться на таких уровнях: концептуальном, технологическом и уровне предметной реализации. Каждый из этих уровней одновременно является и определенным этапом проектирования.

Исходным моментом проектирования учебы является определение ее целей. На концептуальном уровне цели задаются в виде перечня знаний и умений, которые должны быть усвоены, и типа диагностических средств, на основе которых можно определить, достигнуты ли намеченные цели — критериальные задачи или тесты.

Дистанционное обучение

Достижение целей дистанционного обучения

Способ управления проектируется как воспроизведение фрагмента учебной деятельности на предметно-смысловом уровне, предметно-операционном или рефлексивном. На предметно-смысловом уровне основное внимание уделяется декларативным знаниям, предметно-операциональний уровень предусматривает включение также процедурных знаний, рефлексивний уровень характеризуется тем, что рядом со смысловыми и процедурными знаниями раскрывается процесс выработки основных эвристических средств (гипотез, приемов анализа условия задачи и поисков способа ее решения, а также способов контроля своей деятельности и так далее). Для этого уровня характерное наличие двух видов деятельности — предметной и рефлектирующей. Существенной чертой этого уровня воспроизведения учебной деятельности является то, что при этом учитываются индивидуально-психологические особенности ученика.

Сущность обучающей деятельности на этапе воспроизведения фрагмента учебной деятельности заключается в том, что учитель должен заботиться прежде всего о том, чтобы демонстрировать ученикам учебную деятельность на том уровне, которого должен достичь ученик. Именно поэтому основное внимание он должен обратить на демонстрацию всех частей способа действия, которым должны овладеть ученики, причем выделять как декларативные знания, так и процедурные. При выборе уровня воспроизведения учебной деятельности существенное значение имеют, во-первых, учебная цель и, во-вторых, характер содержания учебного материала. Воспроизведение фрагмента учебной деятельности в тех случаях, когда учебный материал имеет описательный характер и ученики должны понять и запомнить его, значительно отличается от тех случаев, когда цель заключается в усвоении обобщенного способа решения задач определенного типа.
Воспроизведение фрагмента учебной деятельности представляет особенный этап учебного процесса, основная функция которого — обеспечить рефлексивное поглощение деятельности, которая разворачивается перед учениками, то есть воспринять и понять сущность и декларативных знаний, и процедурных, которые обеспечивают развязывание задач и способствуют достижению поставленной цели.

Проектируя уровень воспроизведения фрагмента учебной деятельности, проектировщик должен наметить пути включения учеников в этот процесс, привлечь их к процессу рассуждения, что разворачивается перед ними. При этом нужно предусмотреть те узловые вопросы, на которые ученики должны обратить особенное внимание, выразить свои предложения относительно этих вопросов. При этом существенное значение имеет то, какие функции управления смысловой и операциональной стороной учитель считает целесообразным положить на учеников. Заметим, что в условиях дистанционного обучения возможности привлечь учеников к этому намного больше, чем в условиях традиционной учебы. Здесь можно не ограничиваться стимулированием учеников к внутреннему диалогу (а это, как известно, в условиях традиционной учебы является основным средством включения их в процесс рассуждения), а развернуть диалоговое взаимодействие, которое позволяет ученикам выражать самые разнообразные предложения и в то же время соответственно оценивать их, раскрывая возможные последствия.

Проектируя на концептуальном уровне организацию диалогового взаимодействия, разработчик формулирует основные требования к ней, учитывая при этом как возрастные, так и индивидуальные особенности учеников (последнее предусматривает наличие в обучающей системе специального блока, функция которого — построение модели ученика).

Всем мир!

(Visited 1 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *