Распределение функций между учителем и учеником в условиях дистанционного обучения


Здравствуйте, уважаемые.

Психологические механизмы учебы дают возможность существенно уточнить положения, которые образуют концептуальную основу психолого-педагогичной теории. В то же время следует отметить, что для исследования психологических механизмов учебы, с другой стороны, необходимо опираться на уточнение основных теоретических положений. Иллюстрировать это можно на примере одного из основных психологических механизмов учебы — психологического механизма динамического распределения функций управления между учителем (компьютером) и учеником. Идет речь о таком положении: учеба является управлением учебной деятельностью. Сущность уточнения этого положения заключается в том, что учеба как совместная деятельность предусматривает наличие двух типов управления: внешнего (осуществляемого учителем) и внутреннего (осуществляемого учеником). Именно поэтому учеба как совместная деятельность включает два типа управления и взаимодействие между ними является существенной характеристикой учебного процесса, а также уровня сформированности ученика как субъекта учебной деятельности. Распределение функций внешнего и внутреннего управления динамическое: передаваемость ученикам этих функций — одна из существенных закономерностей учебы. Анализ соотношения этих функций управления учебной деятельностью является важнейшим показателем достигнутого уровня субъектности ученика.

дистанционное обучение

Попробуйте тут что-то распределить, не уверен, что получится

В условиях традиционной системы учебы возможности применения учителем этого психологического механизма достаточно ограниченные, ведь это нуждается в индивидуализации учебы. Эти возможности значительно растут в условиях новых информационных технологий учебы, особенно в тех случаях, когда компьютерная учебная система реализует принципы гипертекста и дает возможность передавать ученикам любые функции управления, в том числе и выбор сложности учебных задач и даже маршрут изучения учебного материала. Здесь раскрываются большие возможности относительно распределения функций управления учебной деятельностью. И именно при этих условиях исключительно большая ответственность разработчика системы за соблюдение оптимального их распределения. Ведь, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, при условиях оптимального распределения функций управления эффективность учебы значительно повышается, а при пренебрежении принципом оптимальности распределения этих функций последствия очень негативны.

Психологический механизм динамического распределения функций управления между учителем (компьютером) и учеником отражает один из наиболее существенных аспектов учебы — присвоение учеником функций управления учебной деятельностью. Согласно этому механизму считается, что совместная деятельность учителя и ученика является распределенной относительно функций управления, причем соотношение между функциями, осуществляемыми учителем (компьютером) и учеником, изменяется в меру того, как ученик овладевает этими функциями. Неоптимальное распределение этих функций на практике дает, как правило, негативные последствия: преждевременная передаваемость ученикам таких функций приводит не только к ухудшению успешности учебы, а достаточно часто и к нежелательным сдвигам в мотивации ученика, в то же время задержка с передаваемостью этих функций тормозит развитие не только учебной деятельности, но и умения учиться, способностей учеников.

Применение компьютерной обучающей системы в условиях дистанционного обучения создает благоприятные условия для учета этого психологического механизма при построении учебного процесса. Это проявляется, во-первых, в том, что при этих условиях появляется возможность передавать ученику все функции управления учебной деятельностью, включая выбор задач по сложности и выбор последовательности изучения учебного материала. А благодаря учету индивидуальных свойств учеников можно достаточно точно определить, какие именно функции управления можно передавать ученику на определенном этапе учебы.

Следовательно, учет специфики психологических механизмов дистанционного обучения является важной предпосылкой его эффективности.

Всем мир!

(Visited 1 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *