Обучение математике в школе


Здравствуйте, уважаемые.

Рассуждения в математике как науке носят преимущественно дедуктивный характер. Доказательства математических фактов проводятся с помощью вывода из небольшого числа положений, принимаемых в качестве аксиом. Этим методы исследования и рассуждений математики отличаются от методов естественных наук, в которых эксперимент (опыт) часто имеет «доказательную» силу.

Обучение математике в школе

Школьный курс математики не повторяет математику-науку, в нем многие доказательства производятся на основе «здравого смысла» или со ссылкой на наглядность, пример из жизни и т. п. Приближение методов доказательств к методам математической науки происходит постепенно, по мере роста учащегося и даже на заключительной стадии обучения не копирует и не должно копировать математику-науку. Вопросы повышения уровня математической строгости изложения материала в школьном курсе, приближение курса к математической науке — одна из важных современных задач методики преподавания. Однако все это «приближение», как важны и ценны бы ни были изучаемые математические факты или методы математики, часто наталкивается на «сопротивление» возможностей учащихся, их возрастных возможностей абстрактного мышления, на багаж их жизненного опыта, на предшествующий опыт, на более привычный характер рассуждений в изучении материала других дисциплин и т. п.

Обучение математике в школе

Математика. Школьный курс

Так, если гуманитарные дисциплины своим содержанием больше, чем математика затрагивают «чувства» школьников, то естественные дисциплины также имеют преимущество — они своими «опытами» многое проясняют, делают наглядным. Изучение ряда фактов естественных дисциплин опирается на «живой» эксперимент и этим оставляет в сознании и памяти учащихся более глубокий след, чем изучение тех разделов, которые излагаются абстрактно, «сухо», без демонстраций на практике.

Естественно, как бы ни был интересен и хорошо выполнен «предметный» эксперимент, в большинстве случаев он не может служить позитивным доказательством математического факта. Однако обучение математике в школе неизбежно нуждается в «полуабстрактных» рассуждениях, демонстрациях, наглядных опытах. Этой цели служат многочисленные технические средства обучения. Умело и в меру применяемые учителями математики, они могут оказать большую помощь процессу обучения.

Но, во-первых, многие очень важные факты из курса математики остаются без таких приборов и средств обучения, которые могли бы оказать существенное влияние на улучшение восприятия учебного материала. Во-вторых, в изучении математики всякие «искусственные» приборы вызывают трудности в работе, тормозят ее, часто отвлекают в сторону от дела, не везде имеются на руках у учителей и, самое главное, требуют от учителя умения ими пользоваться. Такое умение не всегда и не у всех учителей есть, кроме того, разные приборы требуют разного умения и т. д.

Применение электронной техники позволяет значительно расширить возможности учащихся в усвоении материала. Возможность включения новых органов чувств учащихся при обращении к вычислительному аппарату помогает лучше воспринимать материал. Такие условия обучения математике, когда помимо абстрактного материала в процессе работы учащихся участвуют «машинные» данные и результаты, несомненно, улучшают обучение математике. Не следует забывать, что многие учащиеся вплоть до 10 класса не обретают достаточных умений и навыков абстрактно мыслить. Им новые технологии придут на помощь.

Вместе с тем требуется время на выявление возможных побочных явлений и негативных сторон работы с вычислительными электронными аппаратами.

Всем мир!

(Visited 1 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *