Формирование ценностного сознания


Здравствуйте, уважаемые.
Автором наиболее популярного курса по теории и практике ценностной ориентации в Америке является Л. Рат. Касаясь проблемы обоснования формирования ценностного сознания, Рат предлагает смешанный субъектно-объектный подход, который по его мнению, должен обеспечить интеграцию знания на основании усвоения и генерирования ценностей. Анализируя концепцию Рата, украинская исследовательница И. О. Радионова выделяет пять подходов на пути реализации ценностной интеграции учебного знания и приводит такую их характеристику:

1. Практика прививания, распространенная в гуманистическом воспитании. Ценности, которые прививаются, нуждаются в легитимации. Они устанавливаются или человеческим сообществом (легитимация через права человека), или обосновываются трансцендентально, не исключаются также ссылки на авторитеты (от авторитета государства, нации, до учителя, родителей и тому подобное). Прививание ценностей нуждается в вмешательстве во внутренний мир личности, в тот аспект мировоззрения, который Гуссерль характеризовал как пассивный, но с целью его активизации именно в контексте этих ценностей, жизненных смыслов личности.

Моральное развитие

Моральное развитие

2. Моральное развитие на основании освещения моральных и этичных принципов, и их развитие. Отмеченные в программе (фактически выбранные педагогом) моральные принципы здесь выступают как импульсы для самосовершенствования, способствуя развертыванию производительного индивидуализма. Моральное развитие Рат понимает в первую очередь как процесс выработки личностью так называемых «позитивных», следовательно социально значимых ценностей.

3. Контекстуально-функциональный анализ. Он предусматривает ознакомление и аналитическое исследование тех ситуаций, действующим принципом которых являются ценности. Они, как правило, появляются в конфликте ценностных ориентаций. Анализируя такие ситуации, ребенок приобретает навыки их рационального решения. Главным достижением такой аналитической работы является ознакомление с методологией выработки консенсуса — важной предпосылки жизнетворчества в обществе с плюралистическими идеологическими и мировоззренческими ориентациями.

4. Просветление. Это качественно новый этап духовности ребенка. Он является синтезом учебно-воспитательной работы педагога и саморазвития воспитанника. С просветлением связываются способность ребенка, или воспитанника-взрослого делать ценностный выбор и нести ответственность за последствия такого выбора.

5. Учеба должна осуществляться по определенным ценностным ориентациям. На этом этапе программа завершается синтезом теоретического знания и практического действия. Здесь, если использовать терминологию Гегеля, происходит снятие противоположности между словом и делом. Ценность переносится в плоскостьпоступка.

Приведенные характеристики просветительской стратегии ценностно-ориентированного учебного плана могут быть восприняты как конкретные шаги по осуществлению аксиологизации педагогического процесса. Но здесь следует учитывать, что по мнению исследователей, при всей их привлекательности такие учебные планы имеют существенные недостатки, которые заключаются в оттесненных далеко на задний план когнитивных моментах учебы, послаблении учебной и педагогико-технологической дисциплины. Такие программы избегают четкого пространственно-временного определения. Они нацелены в первую очередь на получение так называемого неявного знания вне пространства институтов образования и воспитания. Критерии успешности осуществления таких программ являются достаточно размытыми. Именно поэтому среди взрослого населения (родителей, общественности) получают распространение реставрационные движения, направленные на утверждение старых, «апробированных» учебных планов, которые несут на себе отпечаток перениализма и эссенциализма.
Всем мир!

(Visited 3 times, 1 visits today)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *