Дистанционное обучение мотивация студентов

Здравствуйте, уважаемые. Продолжаются статьи про дистанционное обучение и правильное его проектирование.

При проектировании системы дистанционного обучения особенное внимание необходимо обратить на мотивационную сторону учебной деятельности. Ведь здесь отсутствующее взаимодействие ученика с учителем с глазу на глаз, и необходимо загодя спроектировать средства воздействия на мотивационную сторону учебной деятельности. Как известно, они чаще всего сводятся к указаниям о поощрении и наказании учеников. Тем временем управление мотивационной стороной учебной деятельности охватывает значительно более широкий круг аспектов мотивации учеников к учебной деятельности, которые должны быть учтены в деятельности учителя.

Следует особенное внимание обратить на то, что новизна дистанционного обучения сама по себе возбуждает интерес к новому в учебе, а это является могучим стимулом к укреплению внутренних учебных мотивов. Именно поэтому необходимо раскрыть ученикам новые возможности в построении их учебной деятельности, отмечая то, что они при этом могут выявить самостоятельность значительно в большей мере, чем в условиях традиционной учебы, которая увеличивает их ответственность за результаты своей деятельности, и осознание этого способствует повышению учебной мотивации учеников.

Как спроектировать дистанционное обучение и обеспечить мотивацию студентов

На концептуальном уровне управление мотивационной стороной учебной деятельности проектируется в виде основных принципов воздействия на учебную мотивацию.

дистанционное обучение
Как сделать дистанционное обучение эффективным и интересным для студентов

Среди этих принципов главное место занимают такие:
• Для поддержания и развития мотивации ученика необходимо строить его деятельность определенным образом, чтобы ученик чувствовал свои успехи.
• Ученик будет чувствовать свои успехи лишь тогда, когда он осознает, что они заслужены, то есть ученик справился со сложной задачей. И, напротив, если ученику будут предлагать лишь легкие задачи, он может воспринимать это как признание его малоспособным.
• Поскольку, как известно, чувство своей ответственности за результаты учебной деятельности положительно влияет на мотивацию ученика, желательно передавать ученикам функции управления своей деятельностью (естественно, учитывая при этом уровень сформированности у учеников соответствующих функций).
• Важным принципом управления мотивационной стороной учебной деятельности является принцип устремления учеников не только на получение определенного результата развязывания задачи, но и на интерес к деятельности.
• Реализация этого принципа предусматривает формирование у учеников личного смысла учебной деятельности в целом и решение предложенных ученикам учебных задач. На концептуальном уровне это предусматривает определение соотношения таких факторов, как влияние задач на познавательную активность учеников и осознание этого для успеха в учебной деятельности, и как влияние усвоения учебного содержания и формирование соответствующих умений и навыков на будущую деятельность.
• Здесь должны быть сформулированы основные принципы применения поощрений и наказаний, среди них решение того, когда предоставляются эти поощрения, то есть, какие именно аспекты деятельности ученика должны поощряться; форма этих поощрений (поощрение успехов в деятельности, отмечание старательности учеников, отмечание способностей учеников, подчеркивание успеха сравнительно с предыдущей деятельностью).
• На формирование учебной мотивации значительное влияние делает также подбадривание учеников при неудачах (например, при значительных трудностях при развязывании задачи, при необходимости получения значительной помощи, при неправильном решении критериальных задач). Именно поэтому на данном уровне проектирования обучающей деятельности должны быть сформулированы основные принципы подбадривания учеников, которые испытали неудачу, чтобы способствовать вселению в них веры в свои возможности и активизации их деятельности, а также попытке самостоятельно устранить причины своих неудач.

Поскольку идет речь о проектировании системы дистанционного обучения, где основным содержанием управления является компьютерная система, здесь определяются основные требования к организации диалогового взаимодействия, учета основных психологических и лингвистических требований к диалогу. Здесь также должны быть намечены: а) типы вопросов, которые можно ставить ученику и б) требования к языковому оформлению диалога, прежде всего определенным ограничениям к языку ученика. (Если в учебном процессе предусматривается участие консультанта центра дистанционного обучения, круг вопросов и их языковое оформление практически не ограничивается). Здесь же намечаются основные психологические требования к диалоговому взаимодействию для поддержания надлежащего уровня мотивации (прежде всего типа и формы как поощрений, так и наказаний).

На концептуальном уровне проектирования определяются также основные принципы наглядности, которые предусматривается реализовать в обучающей системе. При уточнении этих аспектов проектирования обязательно должны привлекаться лингвист, а также дизайнер. Основная цель деятельности последнего – определить (совместно с психологом) оптимальное использование неисчерпаемых выразительных и изображающих средств, которые позволяют реализовать современные телекоммуникационные системы.

Всем мир!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *